ФОМ-Инфо Выпуск 50               21 декабря              1995 г          стр. 2 ПОСЛЕ ВЫБОРОВ                                                                               95/50-01
Наибольшее влияние на решение избирателей оказали не рекламные ролики той или иной партии, а сообщения о ней в теленовостях
Респондентам было предложено ответить на вопрос "КАКОЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ПАРТИЯХ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЕ, БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОВЛИЯЛ НА ВАШЕ РЕШЕНИЕ ГОЛОСОВАТЬ ЗА ТУ ИЛИ ИНУЮ ПАРТИЮ?"
Можно было дать несколько ответов. Вот как отвечали респонденты:
»• Репортажи в телевизионных новостях 46 > Рекламные ролики на телевидении 27 > Публикации в газетах 17 *• Агитационные плакаты на улицах,
листовки 2 >•   Митинги, шествия, встречи
(организованные партиями)
>•   Ни один из перечисленных;
перечисленные виды информации
на мое решение не повлияли 23
к  Затрудняюсь ответить •                                                       9
»•   Еще не решил за кого голосовать,
не буду принимать участия в голосовании 10
Судя по нашим данным, наибольшее влияние на избирателей оказали не рекламные ролики партии, а репортажи в телевизионных новостях.
Репортажи в теленовостях чаще, чем в среднем по опросу, отмечали респонденты, считающие, что им близки по своим позициям НДР (62%), ПСТ(65%), КРО (60%), КПРФ (53%), "Вперед, Россия!" (52%) и "Кедр" (50%).
Рекламные ролики предвыборных объединений более всего произвели впечатление на тех, кто симпатизирует "Женщинам России" (42%), КРО (44%) и ПСТ (42%). Меньше всего телереклама оказала влияние на потенциальный электорат "Яблока" (14%) и движения "Вперед, Россия!" (15%). Зато их избиратели чаще других обращали внимание на публикации в прессе об этой команде (соответственно 31% и 41%). Предпочитающие "Женщин России", "Кедр" или объединение "Памфилова-Гуров-Лысенко", напротив, значительно реже других получали информацию об этих командах из сообщений газет. Такая ситуация закономерна, поскольку, по данным других исследований Фонда "Общественное мнение", российская

ФОМ^Инфо Выпуск 50               21 декабря               1995г.          стр. 3
пресса практически не уделяла места на своих страницах этим и ряду других избирательных блоков.
Агитационные плакаты на улицах и листовки оказали влияние на тех, кому близка позиция НДР (10%) или "Женщин России" (11%).
Самым устойчивым к изыскам предвыборной агитации оказался потенциальный электорат "Демократического выбора России" (44%), "Кедра" (33%), "Вперед, Россия!" (30%) и "Яблока" (32%).
Фонд "Общественное мнение". Опрос 700 жителей Москвы, 4-10 декабря 1995 года = ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 95/50-02
Предвыборный рекламный ролик НДР москвичам понравился больше других
На вопрос "ЕСЛИ ВЫ ВИДЕЛИ ПРЕДВЫБОРНЫЕ РОЛИКИ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ, ТО РОЛИК КАКОЙ ПАРТИИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?" респонденты могли дать один ответ. Вот как распределились ответы (в %):
»• Блок "Наш дом - Россия" 19
+ "Блок Ивана Рыбкина" 9
»• Объединение "Яблоко" 8
к Блок "Демократический выбор России -
 Объединенные демократы" 4
*• Либерально-демократическая партия России 4
>• Движение "Женщины России" 2
>• Объединение "Мое Отечество" 2
»• Объединение "Памфилова-Гуров-Лысенко" 2
*• Коммунистическая партия Российской Федерации                               2
>• Блок "Станислав Говорухин" 2
»• Движение "Вперед, Россия! 2
к Блок "Общее дело" 1
> Движение "Кедр" 1
к Партия российского единства и согласия 1
>• Партия самоуправления трудящихся 1
*• Блок "Коммунисты - Трудовая Россия -
 за Советский Союз"            . 1 > Партия любителей пива 1 »> Роликов не видел 7 > Ни один из роликов 22 »• Затрудняюсь ответить 16
Любопытно, что никто из опрошенных не назвал среди наиболее понравившихся "Частушки Кости Борового".
Респонденты, считающие, что им близка та или иная партия, как правило, называют наиболее привлекательным рекламный ролик "своего" избирательного" объединения. Так, предпочитающие НДР,

Выпуск 50        :21;;декабря:
"Яблоко", "Демократический выбор России", КПРФ или КРО склонны выделять из всех рекламных роликов те, которые агитируют за "их" партию, блок, движение (соответственно 48%, 22%, 25%, 20% и 42%).
Многие из сторонников какой-либо одной партии довольно часто отмечали, что им понравился ролик НДР. Меньше всего таких в потенциальном электорате объединений "Памфилова-Гуров-Лысенко" и "Яблоко" (соответственно 10% и 6%). Остальные если и не называли НДРовский ролик в первую очередь, то отмечали во вторую.
Фонд "Общественное мнение". Опрос 700 жителей Москвы, 4-Ю декабря 1995 года. ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 95/50-03
Более трети опрошенных москвичей считают самой неудачной телерекламу ЛДПР
На вопрос "РОЛИК КАКОЙ ПАРТИИ ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМ НЕУДАЧНЫМ?" можно было дать один ответ. Вот что получилось:
>• Либерально-демократическая партия России 37
к  "Блок Ивана Рыбкина" 19
>   Партия экономической свободы 5
+   Блок "Наш дом - Россия" 4
>  Объединение "Яблоко" 2 >  Блок "Демократический выбор России -
Объединенные демократы" 2
>  Объединение "Конгресс русских общин" 2
>  Аграрная партия России 1
>•  Движение "Женщины России" 1
*•  Движение "Вперед, Россия!" 1
*•  Движение "Кедр" 1
>•   Национально-республиканская партия 1
*•   Блок "Коммунисты - Трудовая Россия -
за Советский Союз" 1
> Партия любителей пива 1
*• Ни один из роликов 6
* Роликов не видел 5
>• Затрудняюсь ответить 26
Независимо от того, какой партии (блоку) симпатизируют москвичи, самыми неудачными они называют рекламные ролики ЛДПР.
Фонд "Общественное мнение". Опрос 700 жителей Москвы, 4-Ю декабря 1995 года.

ФОМ-Иифо Выпуск 50              21 декабря              1995г.          стр.5 ТЕЛЕВИДЕНИЕ-                                                                         95/50-04
Если в первые дни избирательной кампании программы "Выборы-95" в среднем по всем каналам собирали 10% аудитории, то в последнюю неделю перед выборами - только
5%
Только в первые недели избирательной кампании москвичи проявляли ощутимый интерес к специальным программам, посвященным выборам в Думу и объединенным общим названием "Выборы-95". Так, пик популярности этой передачи на ОРТ в 19.05 приходится на 20-26-е ноября - средний рейтинг программы в эти дни был 16%. Надо заметить, что среди программ с общим названием "Выборы-95" по разным каналам (кроме НТВ) эта передача лидировала во время всего предвыборного марафона. Однако в последние две недели перед выборами интерес москвичей к выборной тематике стал угасать, о чем свидетельствует снижение среднего рейтинга передачи "Выборы-95" (ОРТ, 19.05). Так, если с 4 по 10 декабря ее посмотрело в среднем 10% телезрителей, то с 11 по 17 декабря их было уже только 8%. При этом средний рейтинг передач с таким названием, идущих в разное время по другим каналам, не стал выше. Зато за период избирательной кампании поднялся средний рейтинг информационных программ по всем каналам. Если 13-19 ноября он составил 8%, то в последнюю неделю перед выборами - уже 10%. Во многом это произошло благодаря тому, что увеличилось число желающих смотреть информационные программы НТВ. Средний рейтинг новостных передач этого канала поднялся с 7% до 11%. Причем за период 11-17 декабря существенно выше стало внимание москвичей к новой программе "Герой дня" (средний рейтинг 8%, а неделей раньше - только 4%). Последние - уже после выборов - "Итоги" собрали рекордное число зрителей - 30%, тем самым в 2 раза превысив результат месячной давности (13-19.11 -16%).
Фонд "Общественное мнение". Опрос 700-800 жителей Москвы, ноябрь-декабрь
1995 г.

ФОМ-Иифо Выпуск 50               21 декабря               1995г.          стр. 6 = ТЕЛЕВИДЕНИЕ^                                                                       95/50-05
"Поле чудес" время от времени теряет пальму первенства
За период 11-17 декабря "Поле чудес" заняло только третье место среди развлекательных передач телеэфира, собрав 29% зрителей. Самая популярная, но еще молодая передача пропустила вперед более солидные по возрасту программы "Что? Где? Когда?" (33%) и "КВН-95" (39%). Примечательно, что такую ситуацию в скором времени можно будет рассматривать как некую закономерность телеэфира; ведь за четыре недели до этого "Поле чудес" уже уступало "КВН-95" пальму первенства (соответственно 33% и 40%). Правда, до сих пор игре Ворошилова еще ни разу не удавалось обставить игру Якубовича.
Фонд "Общественное мнение". Опрос 700-800 жителей Москвы, ноябрь-декабрь
1995 г.
ПРЕССА 95/50-06
Спецвыпуск "Предвыборные ориентации российской прессы" (N 3)
Фонд "Общественное мнение" совместно с Национальной службой новостей продолжил работу над проектом "Предвыборные ориентации российской прессы".
Цель исследования, как и на первом этапе, результаты которого были опубликованы в двух предыдущих выпусках "ФОМ-Инфо", - определение позиций российских газет в период с 20 ноября по 16 декабря, а также степени их включенности в предвыборный процесс.
Исследование проводилось по публикациям девяти российских ежедневных газет, занимающих в российских СМИ определенную нишу, имеющих свой статус и популярных в разных социальных слоях общества. Это - "Российская газета" (РГ), "Известия" (ИЗ), "Сегодня" (СГ), "Московский комсомолец" (МК), "Правда" (ПР), ''Коммерсант-дейли" (КД), "Труд" (Т), "Независимая газета"(НГ) и "Комсомольская правда"(КП).
Анализировались только те публикации, в которых упоминалось хотя бы одно избирательное объединение (партияг движение, блок) из одиннадцати, чаще всего попадающих в столбцы

ФОМ-Инфо Выпуск 50               21 декабря               1995г.          стр.7
предвыборных социологических рейтингов, а именно: "Наш дом -Россия" (НДР), "Демократический выбор России - Объединенные демократы" (ДВР-ОД), "Яблоко", Коммунистическая партия РФ (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), "Конгресс русских общин" (КРО), "Женщины России", "Держава", Аграрная партия России (АПР), "Блок Ивана Рыбкина" (ВИР), "Вперед, Россия!".
Результаты исследования продолжают публиковаться на страницах спецвыпусков бюллетеней "ФОМ-Инфо".
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сводные результаты второго (с 21 по 25 ноября) и третьего (с 28 ноября по 3 декабря) этапов   исследования.    Мы   объединили   результаты   двух   этапов, поскольку,   во-первых,   число публикаций по теме выборов за одну неделю   в    "Российской   газете"   было   очень   мало   и,    во-вторых, разница   в   позициях  каждой   газеты   на   третьем   и   втором   этапах оказалась незначительной.
"Российская газета" и "Правда"
Есть несколько причин, по которым мы решили объединить в одном выпуске результаты исследования публикаций "Российской газеты" и "Правды". Обе газеты в разное время являлись органами как властьпредержащих, так и оппозиции, причем они никогда не были по одну сторону. В период избирательной кампании 1995 года только эти два издания из всей центральной прессы выступили как органы определенных партий и блоков.
Наверное, не нужно никого убеждать в том, что "Правда" является органом КПРФ, а "Российская газета" - органом правительства (а значит - НДР). Представляют интерес позиции обеих газет не по отношению к своим "фаворитам", а по отношению ко вторым наиболее упоминаемым на их страницах партиям. Они, кстати сказать, чаще других упоминались в текстах как противники. Так, в "правдинских" текстах о КПРФ его основным противником назывался НДР, а в текстах "Российской газеты" об НДР, напротив, -КПРФ.

ФОМ-Инфо
Выпуск 50
21 декабря
1995 г.
Ниже приведены доли упоминаний о партии (блоке, движении) в издании (в % от числа публикаций в издании по теме исследования) на I и II-III этапах исследования:
Партии, блоки

"Российская                 газета"

"Правда"



I

I1-I1I

I

11-111


НДР

33

26

23

17


ДВР-ОД

13

12

9

8


"Яблоко'

7

5

4

3


"КПРФ

17

12

43

49


ЛДПР

10

  12

3

5


КРО

3

10

5

4


"Женщины России''

3

4

0

2


"Держава"

10

3

2

2


АПР

3

5

11

8


БИР

,

9

-

1


"Вперед, Россия!"

-

2

-

1


Как и в течение первого этапа исследования (26.9-7.10), в эти дни "Российская газета" в первую очередь упоминала в своих публикациях об НДР, а "Правда" - о КПРФ. Второе место в каждом издании занимали соответственно КПРФ и НДР. Однако если в ноябре-декабре "Правда" выделяет из ряда партий НДР, то "Российская газета" в это время не склонна предоставлять какой-то одной команде второе место своего внимания - в результате его делят сразу три объединения: КПРФ, ДВР и ЛДПР.
"Правда" открыто заявляет о том, что ей чужды взгляды НДР (или правительства). Критике политики правительства и президента России и позиций конкурентов отводится значительная доля текстов, в которых слово предоставляется лидерам КПРФ. В выступлениях лидеров НДР в "Российской газете" мы не найдем подобного открытого неприятия взглядов других партий, в частности КПРФ.
"Российская газета" отводит публикациям об НДР место на первой полосе значительно чаще, чем другим партиям. Это может быть связано и с государственной деятельностью лидера блока, и с тем, что газета таким образом пытается привлечь внимание читателя к этому объединению. "Правда" идет другим путем: первая полоса достается публикациям о КПРФ значительно реже, чем об НДР (соответственно 16% и 33%). Можно предположить, что такой подход

р         ФОМ-Иифо Выпуск 50              21 декабря              1995г.         стр. 9        цц
i
-         имеет целью обратить внимание читателя "Правды" на программы НДР (или правительства).
Однако если "Правда" и помещает сведения об НДР на первой
 полосе чаще,  чем о КПРФ, то это не значит,  что она старается дать
читателю подробный портрет этого блока. Как раз наоборот, "Правда"
посвящает целиком текст информации об НДР значительно реже, чем
о   КПРФ   (соответственно   17%   и   39%).   То   же   можно   сказать   и   о
         правительственном     издании     -     "Российской     газете",     которая,
наоборот,     больше     места     предоставляет     НДР,     нежели     КПРФ
(соответственно 15% и 7%).
Есть некоторое сходство в подходе обоих изданий к созданию образа противника на своих страницах.
Применяются     достаточно     старые      приемы,      помогающие читателю представить "соперника" в невыгодном свете.   "Соперник"          чаще,   чем  "фаворит",   появляется  в публикации благодаря  какому-либо скандалу,   происшествию,   не влияющему на общие установки         партии (блока). Если текст о "фаворите" чаще, чем о других партиях, публикуется    в    информационном   жанре,    то   текст   о    противнике
 представляет собой аналитическую публикацию с набором аргументов и комментариев
_ Оба издания не пренебрегают и эпистолярным жанром, размещая на своих страницах письма читателей, в которых говорится как о "фаворите", так и о "сопернике". Надо, однако, отметить, что есть и некоторое различие в портретах "соперников". Оно заключается в том, что если "Правда" дает информацию о сопернике в подчеркнуто негативном виде, то "Российская газета" часто пытается спрятать свои чувства.
Итак,      "Правда"    и     "Российская    газета"    представляли    в предвыборную кампанию  интересы диаметрально противоположных
 лагерей, причем, как правило, использовали одни и те же приемы для того, чтобы обелить "своего" и очернить противника. На страницах обоих изданий больше всего внимания уделялось КПРФ и НДР, другие избирательные объединения остались на втором плане.
