Цели и задачи проекта

Эпоха 1990 -х – период одной из крупнейших трансформаций в российской истории. Но до сих пор он не удостоился систематического, фундированного и обобщающего описания. С одной стороны, этой эпохе уделяется, казалось бы, немало внимания – постоянно появляются новые публикации и исследования, однако большинство из них либо фокусируются на отдельных, часто достаточно специальных аспектах реформ и трансформационных процессов, либо заражены откровенной публицистичностью. Полемический накал, очень часто соседствующий с упрощенностью подходов и отсутствием исторической перспективы, ведет к формированию устойчивой политической мифологии, имеющей мало общего с реальными процессами и искажающей представление о нашем недавнем историческом прошлом. Часто описание этого времени сводится к описанию реформ, которые оцениваются весьма упрощенно.

Уникальным ракурсом настоящего проекта является попытка рассмотреть историю российских реформ 1990-х гг. как часть реального исторического процесса – коренного (революционного) слома, связанного с коллапсом прежней политической и социально-экономической системы. То, что первоначально мыслилось как реформы, превратилось в процесс радикальной трансформации, строительство новой государственности и новой социально-экономической системы. Именно поэтому процессы, имевшие место в 1990-е гг., невозможно описывать в рамках классической модели «реформ» (замысел – воплощение – результат). Глубочайший кризис и коллапс советской системы, советской экономики и государственности радикально изменяли повестку дня, порождая новые непредвиденные проблемы, а задача строительства новой государственности оказалась совмещена во времени с необходимостью вживления новой системы социальных и экономических институтов.

Ясно, что жизнь и власти, и людей не сводилась к реформам. И можно ли назвать реформами, задуманными и планомерно осуществляемыми, действия власти в то время. Ведь весомая доля активности сводилась к реакции на многочисленные и непредвиденные проблемы. Исторические процессы, происходившие в 90-х, определялись мощной инерцией предшествующих изменений, включая накопление проблем советской имперской системы. Очевидно, что 1990-е – многомерное время, процесс глубочайшей социальной трансформации, который необходимо описывать сквозь призму целой совокупности взаимодействующих и вступающих в противоречие процессов. Наконец, 90-е – это не только сплетение сложнейших процессов общественных изменений, это еще ломка судеб, сознаний, разрушение старых мифов и формирование новых. Без представления о них история 90-х будет неполной и неточной. Поэтому предметом описания должна стать совокупность нескольких трансформационных процессов в их взаимосвязи и противоречиях:

  • крах СССР;
  • продолжение процесса сжатия четырехсотлетней империи;
  • глубочайший экономический кризис;
  • политическая трансформация: переход от тоталитарного строя к республике;
  • строительство системы новых государственных институтов;
  • реформа и трансформация экономической системы и системы экономических институтов (переход к рыночной экономике);
  • социальная трансформация.

Таким образом, цель данного проекта – восполнить дефицит комплексного, всестороннего, взвешенного, доступного, но в то же время научно обоснованного описания и анализа переломного исторического периода 1990-х годов. Такое описание должно удовлетворять следующим требованиям:

  • доступность для среднего культурного читающего человека, независимо от характера базового образования;
  • научная обоснованность и фундированность анализа и описания;
  • комплексность подхода;
  • формирование комплексного представление о том, что 90-е годы изменили в жизни страны, общества, людей;
  • комплексное представление об институциональных трансформациях, не сводящихся к принятию «правильных законов»;
  • учет разнообразных факторов, способствовавших глобальной трансформации, происходившей в 90-е годы, и осложнявших ее;
  • учет взаимозависимостей между различными направлениями, историческими трендами и трансформацией страны;
  • внимание к конечным эффектам реформ, включая непреднамеренные, как в сфере регулирования, на которую направлена реформа, так и в смежных сферах;
  • разнообразное использования различных данных – статистика, социология, пресса, воспоминания участников и очевидцев и т.п.;
  • сопоставление с процессами, происходившими в других странах.

Представляется, что реализация такого проекта позволит решить следующие задачи:

  1. Представить новую концептуализацию периода 90-х годов.
  2. Задать стандарт всестороннего и объективного описания периода трансформации страны и общества для широкой публики.
  3. Соотнести традиционный подход, состоящий в описании трансформаций в политике, праве, экономике, с описанием социо-культурных трансформаций.
  4. Дать ответы не только на вопрос «Как это было?», но и попытаться объяснить произошедшее, дав ответы на вопросы: «Что это было?», «Почему это было именно так?», «Могло ли это быть иначе?».
  5. Демифологизировать представления об этом периоде.
  6. Погрузить период 90-х в общий мировой контекст модернизационных проектов, осуществлявшихся в конце XX века, а также в контекст многовековой российской истории.
  7. Стать наиболее популярным справочным материалом по периоду 90-х годов.
  8. Создать информационно-источниковедческую базу, открытую для проведения дальнейших исследований.

Такой проект мыслится как имеющий следующие конечные результаты:

Первый: издание серии томов, составляющих описание и анализ периода 90-х, которые удовлетворяют перечисленным выше требованиям и решают указанные выше задачи.

Второй: создание прецедента уникального проекта, многотомника, который будет переведен на многие языки.

Третий: создание новой научной и информационной базы, которой будут в дальнейшем пользоваться ученые, журналисты, студенты и преподаватели.

Четвертый: создание на базе данного описания мультимедийной экспозиции в Центре Ельцина, рассказывающей о периоде 90-х годов.

Аудитория проекта – прежде всего, читатели, не обладающие личным опытом сознательной жизни во времена Советского Союза и жизни во время реформ 90-х годов. Очевидно, что это накладывает определенные ограничения на характер изложения материала: в нем не должно быть «подразумеваемых пробелов», образованных очевидными для свидетелей того времени культурными, социальными и историческими контекстами. Из этой аудитории авторы проекта рассчитывают на людей не только достаточно образованных, но и обладающих «историческим любопытством» и определенной общей культурой. Круг людей, удовлетворяющих таким требованием, не очень широк – не более миллиона человек. Но важно, что среди них чаще всего встречаются те, кого обычно называют «коммуникаторами». Это те, кто в процессе обыденной коммуникации влияют на умы остальных – менее любопытных или культурных.

Предварительная структура томов

Ниже представлена предварительная структура содержания томов планируемого издания, которая будет неизбежно уточняться в ходе дальнейшей работы над проектом. При том, что предметом описания являются, прежде всего, трансформационные процессы 1990-х гг. принципиально важным представляется расширить исторические рамки анализа: в целом процесс трансформации охватывает период с 1985 года (приход на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, начало реформ «советской системы») до 2003 года, когда в первые годы президентства В.В. Путина была в значительной степени реализована отложенная повестка реформ второго срока президента Ельцина. Но коль скоро мы намерены объяснить период трансформаций 90-х годов, мы считаем необходимым дать очерк истории СССР, начиная со смерти Сталина и до прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Ведь то, что сделано возможным трансформации 90-х, закладывалось и в период Оттепели, и в период Застоя, который, вопреки названию, характеризовался глубочайшими изменениями в обществе, в представлениях и практиках людей. Поэтому на старте нашей работы мы видим многотомник, состоящим из двух частей.

Четыре тома, образующие первую часть, содержат историю трансформаций, начавшихся, по существу, сразу после смерти Сталина. Этот интервал разбит нами на этапы (периоды), каждый из которых отграничивается от других важными историческими событиями и обладает своей исторической логикой, надеждами и целями власти, ожиданиями и потерями общества, вызовами и ограничениями. Каждому из периодов соответствует один том:

  1. «Кризис и распад СССР» (1953-1991 гг.). Вслед за очерками истории Оттепели и Застоя, описываются усилия по сохранению советской власти в СССР, осуществлявшиеся в период Горбачева (Ускорение, Перестройка, Новое мышление, экономические и политические нововведения), а также история распада СССР, включавшая последний этап – попытки создания и подписания нового Союзного Договора. Описывается первый период формирования новой России еще в составе СССР (начиная с выборов 1990 г.).
  2. «Радикальная фаза трансформации: рождение четвертой России»: 1992 – 1993 гг. Фактически том начинается с осени 1991 года – с формирования правительства Ельцина-Гайдара. Описывается драматическая ситуация в России после распада СССР и меры по стабилизации экономической ситуации в начале 1992 года. Повествуется об угрозах распада федерации, о расколе в элитах, размежевании между ветвями власти и трагических событиях осени 1993 года.
  3. «Новый институциональный дизайн и кризис реформ»: 1994 – 1995 г. Два года, которым посвящен этот том характеризовались интенсивными институциональными преобразованиями на фоне военных действий, начатых в Чечне, и серьезных изменений общественного мнения и разнообразных социальных практик. Кульминацией стали парламентские выборы 1995 г.
  4. «На пути стабилизации нового режима»: 1996 – 2003 гг. Период, охватываемый этим томом был весьма противоречивым. Он вместил драматические президентские выборы 1996 г., формирование и деятельность «правительства младореформаторов», экономический и политический кризис 1998 г. с последующей чередой сменяющихся премьеров, вторую войну в Чечне, кризис власти президента Ельцина, закончившийся победой предъявленного им преемника, и недолгую стабилизацию режима, формировавшегося почти десять лет.

Вторую часть образуют два тома, посвященных трансформациям основных социальных институтов, общества, социальных отношений и практик, культуры в разных ее проявлениях, повседневной жизни людей, изменений в постсоветском массовом сознании.

Завершат многотомник два специальных тома. Седьмой том будет посвящен анализу места описываемого периода в истории России, сравнительному кросс-культурному анализу российских трансформаций, оценке их результативности, анализу мифов о периоде 90-х годов, итогам этого периода. Восьмой завершающий том будет содержать разнообразный справочный аппарат – от хронологий до описания различных кейзов из жизни регионов, городов, людей, а также глав методологического характера.

Предполагается, что погружение трансформаций 90-х годов в исторический контекст позволит более адекватно и обоснованно описать и объяснить их, а также дать им объективную историческую оценку. Что касается описания и анализа отдельных реформ, предусмотренных приведенным выше оглавлением, они должны будут, по возможности (при наличии соответствующих данных), удовлетворять следующим требованиям, учитывающим, помимо прочего, контекст реформ:

  • состояние реформируемой сферы перед реформой;
  • наличие альтернативных вариантов реформирования;
  • расклад сил в элитах в связи с имеющимися вариантами и самим фактом реформирования;
  • влияние международных институтов;
  • отношение общества к состоянию данной сферы и вариантам ее реформирования;
  • драйверы и барьеры;
  • «формальные» и «реальные» изменения в данной сфере после реформы, включая непреднамеренные последствия;
  • отношение общества к реформам и их результатам;
  • взаимосвязь между данной реформой и смежными реформами (смежными сферами регулирования);
  • анализ и оценка проведенной реформы, включая ошибки и «просмотры».

Реализация проекта

Масштаб, небанальность и амбиции данного проекта означают, что он не сводится к подготовке текстов удачно подобранными авторами. То есть, речь не идет о чем-то вроде коллективной монографии или о том, что в англоязычной традиции называют Handbook. Подготовка текстов должна быть организована таким образом, чтобы все вместе воспринималось как единый труд, объединенный как едиными представлениями о сущем, так и единым стилем. Первое должно обеспечиваться новой исторической концептуализацией периода 90-х, что обеспечивается ее обстоятельной подготовкой на старте проекта и превращением ее во внутренний рабочий документ. С ним знакомятся все приглашаемые авторы, которые становятся таковыми при условии согласия с этой концептуализацией. Второе обеспечивается формированием небольшого коллектива «главных редакторов», которые пропускают через себя каждый текст, долженствующий стать главой, и обеспечивают преобразования этих текстов, гарантирующих единство стиля всей книги (предполагается использовать здесь опыт подготовки книги «Эпоха Ельцина»).

Представляется разумным выпускать печатный вариант многотомника целиком, когда готовы все тома. Тому есть множество причин, от оптимизации распространения до удобства продвижения в публичном пространстве. Но основная причина такова: реформы не являются линейным монотонным процессом, они многосвязны и друг с другом, и даже во времени. Поэтому окончательная связность, непротиворечивость линейного текстового изложения такого масштаба будет достигнута только тогда, когда будет поставлена точка в подготовке последнего тома, что будет сопряжено с установлением согласованности между всеми томами и финалом.

Однако публичный выход проекта должен начаться задолго до представления многотомника. В частности, это могут быть публичные семинары в Москве и Екатеринбурге, касающиеся разнообразных аспектов истории 90-х и различных направлений трансформации, происходившей в России в этот период. На таких семинарах могут обкатываться и идеи авторов, и восприниматься возможная критика, которую полезнее услышать и учесть до публикаций. В рамках подобных семинаров начнет накапливаться материал для будущего тома о публичной дискуссии о реформах 90-х.

Крайне важно, что данный проект должен обладать серьезной научной базой с существенным элементом новизны, с одной стороны, и общей информационной базой – с другой стороны. А на выходе должны быть увлекательные тексты, доступные широкому кругу культурных людей, заключенные в привлекательную книжную форму, когда книгу удобно и приятно читать. В этом смысле речь идет об уникальном проекте, настолько же насколько уникален Ельцин-центр. Поэтому реализация подобного проекта требует специфической организации. Представляется, что работа проекта должна осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

  1. создание информационной базы проекта и информационная поддержка подготовки текстов;
  2. создание аналитических инструментов проекта и аналитическая поддержка подготовки текстов;
  3. подготовка докладов;
  4. структурирование докладов по томам;
  5. издание многотомника, продвижение результатов проекта и переход к созданию мультимедийной версии.

Следует подчеркнуть, что подготовка докладов, а потом распределение их по томам, позволяет существенно сократить общий срок реализации такого масштабного проекта и упростить сложную работу согласования отдельных фрагментов и сегментов. Ниже каждое из направлений описано отдельно.

1. Создание информационной базы проекта и информационная поддержка подготовки текстов.

Как следует из предшествующего описания проекта, подготавливаемые тексты должны опираться на привлечение следующей информации:

  • официальная статистика;
  • данные опросов и иных социологических исследований;
  • публикации в прессе;
  • библиография и библиотека трудов по реформам 90-х;
  • аналитические доклады, современные рассматриваемому периоду;
  • глубинные интервью с участниками реформ;
  • воспоминания граждан – современников реформ;
  • большая серия глубинных интервью с гражданами;
  • экспертные опросы;
  • индикаторы результативности реформ (см. следующий раздел).

2. Создание аналитических инструментов проекта и аналитическая поддержка подготовки текстов.

Необходимость данного направления работ обусловлена тем, что, как уже отмечалось, предполагается использовать специальные индикаторы результативности описываемых реформ. Как правило, далеко не всегда для этого пригодны стандартные данные официальной статистики или стандартные данные опросов. Следовательно, часто понадобится разрабатывать такие индикаторы и производить необходимые расчеты. В еще большей степени разработка новых индикаторов необходима для анализа динамики реформ и для сопоставления российских реформ с реформами в других странах. Разрабатываемые индикаторы будут проходить академическую оценку на авторитетных научных семинарах и посредством публикаций в престижных научных журналах.

3. Подготовка докладов.

Предполагается, что эта работа начнется примерно через год после старта проекта. Но зато будущие авторы докладов начнут работу в условиях единой и доступной информационной базы, начиная с библиотеки трудов, и заканчивая глубинными интервью с гражданами страны. Представляется, что никакой доклад не потребует времени более года. Поэтому данный этап займет еще год. Подготовка каждого доклада предваряется оценкой его концепции, а затем оценкой текста.

4. Подготовка текстов.

Комфортный формат книг вместе с комфортным форматом текстов предполагает, что объем каждой книги серии должен находиться в интервале 20-25 учетно-издательских листов. Подготовленные и одобренные доклады структурируются по томам. Составляется каждый том, и затем проходит литературную обработку. Это еще год работы.

5. Издание серии, продвижение результатов проекта и переход к созданию мультимедийной версии.

Многотомник форматируется и полностью передается в типографию только после завершения полного согласования текстов. С небольшим отставанием может передаваться справочный том. Параллельно создаются электронные копии текстов, которые становятся доступными на портале Ельцин-центра в день презентации многотомника. Распространение многотомника – по библиотекам и научным центрам и по индивидуальным спискам. Предполагаемый тираж – 5000. Эта работа будет сосредоточена на третьем году проекта (что, возможно, займет время меньшее 12 месяцев).

Руководство проекта предполагается организовать следующим образом.

1. Руководитель проекта.

2. Редакционная группа проекта. Это интеллектуальное ядро проекта, члены которого на последнем этапе обеспечивают научное и стилистическое единство многотомника, а до этого руководят отдельными направлениями подготовительной деятельности.

3. Редакционный Совет проекта – независимый консультативный орган, оценивающий качество подготавливаемых материалов. Состоит из членов редакционной группы (с совещательными голосами) и 10-13 независимых видных ученых и общественных деятелей, которые могут участвовать в подготовке докладов (текстов, глав) и иных аналитических материалов (при этом они не участвуют в голосовании при принятии сделанной ими работы). Их основная задача – оценка хода проекта и его результатов (в том числе – промежуточных).

В заключение необходимо подчеркнуть следующее. Данный проект нестандартен, а это означает, что для него исключено жесткое планирование. В ходе реализации проекта может возникать потребность в некоторых изменениях. Наиболее важные из них будут также утверждаться Редакционным Советом.