Возврат на предыдущую просмотренную страницу социологических описаний.
Социологические описания реформ 90-х годов в России. Общество. Образование.
Контекстный поиск социологических описаний с помощью Яндекса:
Содержание:
Представлены социологические описания результатов исследований проблем образования в России с 90-х годов.
- ФОМ, 16.08.2001, опрос населения. "Типичный учитель". Школьный учитель - 'вторая мама'. Графики и открытые вопросы.
- Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. Социология. Этнология. 2003. Т 12. №2. С. 123-143. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - журнала "Мир России" НИУ ВШЭ. Статья посвящена исследованию социального поведения молодежи в образовательной сфере. Для анализа использованы исследования 1960-х, 1970-х, 1998-1999 и 2001 годов. Сделан вывод о том, что социальный состав учащихся школ по мере продвижения к старшим классам формируется таким образом, что в выпуске из школ уже в наибольшей степени представлены выходцы из «верхних» групп и в наименьшей - из «нижних». В дальнейшем это неравенство не устраняется, но закрепляется, в частности, в том, кто поступает в вузы и кто их заканчивает.
- Эфендиев А. Г., Кондрашова М. В. Московское студенчество 1995-2000 гг: социальная ситуация, тенденции, перспективы // Мир России. Социология. Этнология. 2004. Т. 13. №1. С. 146-182. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - журнала "Мир России" НИУ ВШЭ. В основу статьи положены результаты сравнительного эмпирического исследования уровня жизни, настроений, отношения к учебе, к труду студентов и работников образования Москвы, проведённых в 1995 и 2000 годах. Исследование выявило рост оптимизма студентов: в 1995 году 41% из них с оптимизмом смотрели в будущее, а в 2000 году - уже 58%. Причина видится исследователям в том, что московский студент 2000 года живет в стабилизировавшейся России. При этом больше уверенности в будущем имеют студенты, обладающие собственной квартирой, а не снимающие её или живущие в общежитии. Наибольшая дифференциация настроений среди студентов наблюдается по социально-стратификационному признаку - роду занятий отца. Так 70-75% детей руководителей государственных учреждений, предприятий, ведомств и крупных предпринимателей смотрят в будущее с оптимизмом. В социальной структуре московского студенчества 2000 года представлены все основные социально активные и дееспособные слои общества, но выходцев из семей предпринимателей 10%, что соответствует их доле в населении Москвы, а выходцев семей рабочих, охранников и обслуживающего персонала - меньше, их среди студентов 24%. Среди московского студенчества нуждаются в той или иной форме прямой социально-экономической помощи 43,0-45,0%, причем во всесторонней материальной помощи всего 6,0-7,0%. Особенно много остронуждающихся проживает в общежитиях -10,0-11,0%. 44% студентов имеют подработку или доходы от вторичной занятости. Лишь две трети (66,2%) опрошенных в 2000 году студентов считают, что преподаватели работают заинтересованно, готовы дополнительно объяснять, помогать, стремятся подготовить из студентов хороших специалистов. Причем «да» однозначно ответили только 20,3%. Это вызывает серьезную тревогу: за этими данными скрывается удручающий факт снижения мотивации деятельности преподавателей не только из-за низкого уровня оплаты труда. Примерно каждый третий студент сталкивался с покупкой домашних заданий, курсовых и дипломных работ. А с незаслуженными оценками блатным студентам - 18%, с подарками преподавателям - 15%. Примерно 18% студентов сталкивались с употреблением наркотиков. Среди факторов жизненного успеха по мнениям студентов лидируют связи, поддержка влиятельных лиц, знакомства (64%), которые почти вдвое превышают качественное образование (35%) и природную одарённость, способности (34%). Много более значима для студентов предприимчивость, находчивость - 49%. В среде студенчества, видимо, как отражение процессов, происходящих в обществе, ощутимо развиты крайний прагматизм, меркантилизм, переступающие нормы морали и закона. 48,1% студентов не согласились брать взятки, а 51,9% в той или иной мере считают, что взятки брать следует. Общество с подобной системой институтов скорее всего сможет существовать достаточно долго (история, в том числе отечественная, знает множество подобных примеров), но оно не в состоянии конкурировать с более эффективными социальными системами.
Дополнительно:
- Результаты социологических мониторингов Мониторинговые социологические исследования общественного мнения и оценок реформ 90-х годов XX века: еженедельные, ежегодные и за отдельные годы.
Возврат на предыдущую просмотренную страницу социологических описаний.